В зале Художественного музея Алтайского края разместилось более 100 произведений из этого материала – традиционных по своей сути и новаторских по технологии и форме.
Непредсказуемо, но теплоА поскольку конкурс проходил в трех номинациях, то в экспозиции можно найти не только войлочную обувь, одежду и аксессуары, но и игрушки, сувениры, домашний текстиль и интерьерные украшения, такие как декоративное панно или скульптура. Участвуют авторы из Барнаула и Алтайского края, Новосибирска, Томска и Уфы – как опытные мастерицы, так и учащиеся детских школ искусств и института культуры.
Народный мастер Алтайского края Татьяна Горбунова на выставку принесла свою коллекцию аксессуаров – палантинов в технике мокрого валяния из шерсти. Как человек увлекающийся, она занимается и лоскутным шитьем, и гобеленом, и вышивкой. Валяние из войлока считает самой простой и быстрой техникой, для которой к тому же не требуется особенно острого зрения.
– Конечно, сам процесс укладки материала идет долго, а до этого еще делаешь эскиз. Но если ты в своей голове уже сложил последовательность, то валяние – это несложно, – уверяет Татьяна Львовна. – Хотя непредсказуемость войлоку тоже присуща: материал подвижный, что-то в процессе валяния может сместиться.
К тому же обязательно происходит усадка. Мы ведь для того его и мнем, используем разную температуру воды, чтобы все волокна между собой как следует сцепились.
Студентка третьего курса АГИК и будущий дизайнер текстиля Александра Гончарук представила на конкурс тоже комплект аксессуаров – французский шарф, варежки и сумочку. Для основы она использовала два оттенка синего войлока, чтобы они играли на контрасте, сочетала сухое и мокрое валяние и украсила вещи бисером.
– Мне кажется, чтобы эта техника давалась легко, главное – интерес, – говорит студентка.
– Что это за материал? – спрашиваем Александру.
– В процессе изготовления он тоже теплый, и не только из-за использования горячей воды (смеется). Просто возникает какое-то умиротворение. Для меня это успокаивающий процесс. Да, материал непредсказуемый и все может пойти не так, как ты задумала, но в итоге все равно получается красиво.
Кстати, на этом конкурсе Александра стала лауреатом I степени в юниорской категории за декоративное панно «Карпы» (смешанное валяние, шерсть овечья окрашенная, вискоза, бисер и очень много труда).
Войлок сам диктуетПредседателем жюри выставки-конкурса была народный мастер Алтайского края бийчанка Татьяна Черданцева. И как украшение экспозиции в музее представлены ее декоративные панно последних лет, вдохновленные алтайской природой: живописное «Бабье лето», «Снежные барсы», архитектурный пейзаж «Рождество», утонченное «Предзимье» и объемная абстракция «Катунские пороги».
– Моя техника – абсолютная смесь всего, что существует в мире войлока, потому что я перепробовала разное, – признается нам Татьяна Черданцева. – Например, «Предзимье» я делала мокрым способом: раскладывала очень много оттенков пряжи – голубой, серой, бежевой, белой – прядь к пряди. Они смешались, и получилась такая сложная палитра. Вообще, технику легко определить на глаз: если линия волнистая, значит, она образовалась в процессе уваливания, а если прямая – это уже графика поверху.
Татьяна Ивановна уделяет большое внимание законченному виду работы, и многие ее панно украшены кистями, искусственными камнями и бисером. Еще она считает, что материал этот не терпит эскизов, потому что, как бы ты ни рисовал, получится по-другому: войлок сам диктует.
Собирали эту разношерстную экспозицию младшие научные сотрудники сектора «Традиционная русская культура» ГХМАК Диана Баталова и Ульяна Ситникова. Наше внимание они обратили на коллекцию одежды «Серебряная осень» барнаульской мастерицы Светланы Суровой, выполненную в сложной технике «мокрое валяние и контактное ботаническое окрашивание». Это женское пальто, шарф, рукавицы и ботиночки в едином стиле, украшенные разноцветными отпечатками листьев кленов и папоротников. Костюм создавался целый год.
– Такова адаптация традиционного ремесла к современности: все не просто должно быть практично, но и иметь эстетическую ценность, – объясняет куратор выставки Ульяна Ситникова.
А прямо в день вернисажа до музея успела доехать посылка с работами Нины Сасовец из Новосибирска – лауреата I степени за создание скульптуры «Русалка тигровая». Работы Нины, как замечают музейщики, светятся в темноте за счет использования эпоксидной смолы.
– В этот сумрачный дождливый день так приятно заходить в этот зал и чувствовать теплоту, исходящую буквально от каждого произведения, будь то войлочное панно, игрушка или великолепные наряды! – говорит замдиректора музея по научной работе, искусствовед Наталья Царёва. – Хочется поздравить нас всех с тем, что вы все откликнулись на конкурс, что вовремя пришли посылки с работами, даже из далекой Уфы, а наши кураторы выступили прекрасными дизайнерами выставки.
Кстати, в эти дни в музее проходит краевой семинар по традиционному валяльному промыслу и современному войлоку для профессионалов с подробным занятием по изготовлению обуви от мастерицы Галины Толкацкой. А в течение ноября по выходным здесь будут мастер-классы для новичков от 6 лет и старше.
>
КАРПОВАЛюбовь Еще читают