Сценарий открытия выставки «Монашеские обители Алтая»
Ведущая – Всех поздравляю с предстоящим праздником Знамения Божией Матери и предоставляет слово владыке
Выступление митрополита Сергия
Ведущая – история храмов и монашеских обителей интересна как и для прихожан храмов, жителей нашего города и края, а так же для исследователей историков, искусствоведов, культурологов. Сегодня на нашем открытии присутствует Дегтярев Данил Сергеевич – краевед, экскурсовод, автор трех монографий и более 50 статей по истории городов Сибири, кандидат исторических наук. Автор более 30 авторских экскурсионных маршрутов по Барнаулу. Родился и вырос в г. Барнауле. Окончил Алтайский государственный университет, исторический факультет.
Сфера научных интересов – история городов Сибири в дореволюционный период, история Алтая и прошлое города Барнаула. Работал преподавателем в ряде вузов (Алтайский государственный университет, Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Алтайский государственный медицинский университет, Алтайский государственный институт культуры). Занимается просветительской и общественной деятельностью в области сохранения историко-культурного наследия.
Выступление Дегтярева
Ведущая: многие события истории православия на Алтае мы узнаем после обнаружения каки то, на первый взгляд , не таких значительных предметов и артефактов. Узнаем по рассказам очевидцев и воспоминанием потомков современников. Позвольте предоставить слово старейшему клирику нашей епархии О. Константину Метельницкому.
О. Константин не только священник, но и историк, и педагог, известный краевед и коллекционер.
Родился в семье священнослужителя. Православная вера, традиции и наследие русской культуры были основой его воспитания и образования.
В начале жизненного пути получил светское образование в Новосибирском государственном университете, затем работал заведующим отделом дореволюционной истории и культуры в Алтайском государственном краеведческом музее.
В сложные 90-е годы принял священство, учился в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. С первых дней восстановления Барнаульской духовной семинарии был преподавателем дисциплин «История Православия» и «Отечественная история».
Многие годы был настоятелем храма первоверховных апостолов Петра и Павла, сейчас — храма Живоначальной Троицы города Барнаула.
Ведущая Наша выставка посвящена двум православным обителям г. Барнаула -Богородице-Казанскому и Знаменскому монастырям.
…Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то около него начинали селиться, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город. Велика была Россия молящаяся!
До основания Барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря в Томской губернии, куда входил и нынешний Алтайский край, было два женских монастыря: Томский Иоанно-Предтеченский, основан в 1864 г. как женская община, в 1876 г. преобразован в монастырь, и Улалинский миссионерский Никольский, основан в 1863 г. и преобразован в монастырь в 1881 г. Бийский Тихвинский женский монастырь основывался одновременно с Богородице-Казанским в 1894 г.
Богородице-Казанский женский монастырь был основан при материальной помощи благотворительницы Евдокии Ивановны Судовской, 1835 г. р., урожденной Петуховой, в первом браке Бадьиной, жены барнаульского купца 2-й гильдии, одного из основателей Иткульского винокуренного завода «Платонов и Бадьин» (1868). После смерти мужа в 1872 г. Евдокия Ивановна стала совладелицей этого предприятия в компании с Платоновым. Вторично вышла замуж за коллежского асессора, горного инженера Димитрия Ивановича Судовского. Компания получила название «Платонов и Судовская»
Евдокия Ивановна была большой благотворительницей и добрейшей души человеком. Не имея в браке детей, взяла на воспитание дочку елабужинского мещанина Михаила Ивановича Тарасова и его жены Елизаветы Васильевны – Надежду, которую вырастила и выучила. Впоследствии завещала ей свою долю в компании «Платонов и Судовская» и всю свою недвижимость по ул. Пушкина. Всем племянникам первого мужа Бадьина помогала до конца своей жизни. Была крестной матерью Елизаветы Федоровны Бадьиной (в замужестве Астрожниковой), которую считала своею дочерью. Выдала ее замуж, купила ей дом и помогала всем ее детям. Жертвовала деньги в градо-барнаульский Петро-Павловский собор, барнаульскую Одигитриевскую церковь, улалинский Никольский женский монастырь, в иркутский Вознесенский мужской и Знаменский женский монастырь, в Пантелеимоновский мужской монастырь на Афоне, Одигитриевский монастырь в Челябинске, в Пензенский Троицкий женский монастырь. В 1882 г. на средства Е.И. Судовской основан в Барнауле Мариинский детский приют для девочек. В этом же году она пожертвовала в пользу женской прогимназии Барнаула 10 тысяч рублей для помощи беднейшим ученицам. В 1896 г. Судовская пожертвовала Мариинскому детскому приюту для девочек двухэтажный каменный дом по ул. Иркутской (ул. Пушкина) стоимостью 15 тысяч рублей. В 1890 г. было основано Барнаульское благотворительное общество. В записке к десятилетию деятельности общества говорится, что для помощи бедным нужны были не только раздачи им пособия, но и нужно было «устроить особое убежище для нуждающихся в крове и заботах Общества…». Но в кассе Общества не имелось на этот предмет надлежащей суммы денег. На помощь этому делу откликнулась известная барнаульская благотворительница Евдокия Ивановна Судовская, которая купила и подарила Обществу каменный двухэтажный дом на Петропавловской улице (ныне ул. Ползунова), оцененный в то время в 3000 рублей.
В 1881 г. Евдокия Ивановна утверждена попечительницей Барнаульской женской прогимназии, постоянно внося значительные суммы на образование и содержание учениц. Большим уважением пользовалась она среди горожан,
Но главным детищем Е.И. Судовской было учреждение и строительство Богородице-Казанского женского монастыря. Как написал в рапорте в Кабинет Его Императорского Величества начальнику Алтайского округа генерал-майор В.К. Болдырев, «…располагая значительным состоянием и годовыми доходами и при этом пользуется известностью в округе щедрой благотворительницы на Богоугодные и др. учреждения… Богородице-Казанская община обустраивается и содержится исключительно на средства госпожи Судовской…».
Конечно, прежде чем осуществить задуманное ею учреждение и строительство монастыря, Евдокия Ивановна получила благословение владыки Макария (Невского), епископа Томского и Барнаульского, и потом будет постоянно обращаться к нему за советом, помощью и благословением.
Территория, где должна была расположиться монастырская община, была арендована Е.И. Судовской и называлась «Монастырская дача». Это были оброчные статьи, расположенные вокруг г. Барнаула. Земля эта принадлежала Кабинету Его Величества и не продавалась, а сдавалась в аренду.
Уже в 1892 г. на «Монастырской даче» проживало 13 женщин разного возраста – от 21 года до 56 лет, которые вели иноческий образ жизни, не будучи в постриге. Но для образования общины нужны были насельницы с опытом монастырской жизни, «…для устройства иноческого порядка и исполнения правила, положенного Св. Отцами».
В октябре 1893 г. Евдокия Ивановна сама поехала в Пензенскую губернию, в старейший Троицкий женский монастырь Краснослободского уезда, откуда по ее просьбе и распоряжению Пензенского епархиального управления с ней прибыли в Барнаул шесть насельниц: монахиня Парфения (в миру Параскева Сергеевна Мещеринова, 1841 г. р.), рясофорные сестры Мещериновы: Агриппина Ефимовна (1853 г. р.) и Матрона Ефимовна (1874 г. р.), Феврония Фадеевна Ушакова (1875 г. р.) и две сестры Фроловы: Ксения Петровна (1868 г. р.) и Матрона Петровна (1872 г. р.).
Вот эти вновь прибывшие и местные насельницы положили начало женской Богородице-Казанской общине. Их было 19 человек. Община постепенно пополнялась насельницами. Официальное открытие ее состоялось 18 и 24 мая 1894 г. К концу года в общине было уже около ста человек. Возглавила общину монахиня Парфения Мещеринова.
Помощницей матушки Парфении стала приехавшая с ней 25-летняя Матрона Петровна Фролова из казенных крестьян, также поступившая в 12-летнем возрасте в монастырь, где приняла в 1888 г. иноческий постриг. В сентябре 1899 г. по указу Томской духовной консистории утверждена исполняющей должность казначеи Барнаульской Богородице-Казанской женской общины.
Первой благочинной стала монахиня Ираида (в миру Раиса Александровна Калугина), вдова священника, с четырехклассным гимназическим образованием, которая, поступив в январе 1896 г. в Богородице-Казанскую женскую общину, приняла иноческий, а в 1900 г. – монашеский постриг. Первоначально занималась уходом за больными и чтением Псалтири. В 1903 г. монахиня Ираида была переведена в Бийский Тихвинский женский монастырь, где стала игуменией (в схиме Иннокентия).
Первой была отстроена и 1 марта 1895 г. освящена домовая церковь во имя святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, чудотворца. В Сибири его почитали наравне со святителем Николаем.
Вслед за домовой церковью в 1896 г. открывается школа грамоты для девочек, размещенная в одном из общежительных корпусов
Еще в сентябре 1895 г. Е.И. Судовская обратилась за помощью к епископу Томскому и Барнаульскому Макарию с прошением о ходатайстве перед начальником Алтайского горного округа о передаче арендуемых ею земель в собственность Барнаульской Богородице-Казанской женской общины.
8 июля 1899 г. состоялась закладка храма . «7 июля прибыл в Барнаул Преосвященнейший Макарий, епископ Томский и Барнаульский. На другой день (8-го числа) в Барнаульской Богородице-Казанской женской общине его преосвященством по окончании Литургии совершены освящение места и закладка каменного храма. На освящении, совершенном при участии местного и приезжего духовенства, присутствовали некоторые начальствующие лица и масса горожан. Место для храма выбрано очень красивое, на высокой горе, среди густого соснового леса», – писала газета «Сибирский вестник» 16 июля 1899 г.
была построена и освящена 20 мая 1907 г. третья церковь – молитвенный дом с алтарем в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Из «Клировой ведомости о церкви»: «Церковь построена на монастырской заимке на доброхотные пожертвования. Зданием деревянная, на каменном фундаменте. Колокольня построена отдельно на деревянных столбах. Престолов в ней один – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Расстоянием сия церковь от монастыря в 12 верстах. Ближайшая к сей церкви – в селе Гоньбинском – Вознесения – в семи верстах».
Парфения строит часовню «Достойно Есть». . В 1910 г. часовня была построена, автором проекта был гражданский инженер И.Ф. Носович .
Далее о деятельности монахинь.
Священник
Протоиерей Александр Николаевич Васильев
родился в 1873 году в Томске в семье чиновника. 10 мая 1894 года стал псаломщиком и послушником при Томском Архиерейском Доме, а 21 сентября 1896 года был переведен псаломщиком в Архиерейскую Крестовую церковь. В 1897 году сдал экзамен на учителя начальной школы и в продолжении трех месяцев был практикантом в одноклассной церковно-приходской школе при Архиерейском доме. 6.9.1898 рукоположен во диакона,
11 ноября 1898 года – в диакона Покровской церкви с. Каменского, с возложением на него обязанностей учителя пения при церковно-приходской школе. 5 июня 1903 года был рукоположен во священника и направлен в Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь. Состоял законоучителем церковно-приходской школы при Барнаульском женском монастыре с 15 августа 1903 года по 20 июня 1913. Состоял членом ревизионной комиссии Барнаульского Духовного училища с 1907 по 1910 годы. В 1909 году иерей Александр Васильев награжден набедренником. За усердие по церковно-школьному делу награжден скуфьей 22 ноября 1912 года. 20 мая 1913 года по предложению епископа Томского Макария о. Александр был переведен настоятелем в Покровскую церковь г. Новониколаевска.
В 1920-е годы примкнул к обновленцам; после покаяния, оставался в должности настоятеля вплоть до ареста весной 1933 года. Был приговорен к расстрелу. Приговор не успели привести в исполнение. Скончался в тюрьме 30 мая 1933 года.
Похоронен в церковной ограде старой Успенской церкви (разрушена) города Новосибирска.
29 сентября 1989 реабилитирован.
Мариамна В 1917 г. первая настоятельница монастыря игумения Парфения приняла схиму с именем Михаила.
Монашеский постриг приняла и старшая сестра игумений – Ксения Фролова, став монахиней Евсевией
Упоминание о еще действующем монастыре было в газете «К Свету» (№ 17 от 18 мая 1919 г.) –
В 1920 г. монастырь переименовывается в сельскохозяйственную Богородицкую трудовую общину.
В июле 1920 г. игумения Мариамна пишет прошение в Губревком:
Товарищу председателю Алтайского губревкома сельскохозяйственной Богородицкой трудовой общины (бывший женский монастырь)
Прошение
После водворения Советской власти нашей общиной из числа имеющихся у нас помещений по распоряжению жилищной комиссии уступлено 5 домов для отдела Наробраза, 1 дом для отдела социального обеспечения и, наконец, очищено с 11 марта сего года нижнее помещение в 9 комнат в корпусе № 2 (за это время здесь находились в течение месяца мастерские инвалидов, которые с неделю назад переведены в наш корпус № 1).
Уступая дом за домом и особенно после очищения нижнего помещения корпуса № 2, община наша настолько уплотнилась, что дальнейшее уплотнение физически немыслимо даже теперь, летом, при возможности открывать окна, не говоря уже о предстоящих осени и зиме. Достаточно указать на тот факт, что столовая на 100 человек переведена из корпуса № 2 в другое помещение, в одну маленькую комнатку размером 4х6 аршин, и питание поэтому производится в несколько очередей, что создает громадное хозяйственное неудобство. Для точности укажем и на то, что в той же комнатке находится переплетная мастерская, спят две сестры из членов общины и стоит большой посудный шкаф .
Некоторые послушницы старались прибиться к еще не ликвидированным храмам. Агафья Матвеевна Брякина стала казначеей общины верующих Знаменского собора, где трудилась вплоть до своего ареста в 1938 г.
Матрена Алексеевна Колесникова и Анастасия Афанасьевна Татарникова стали печь просфоры для Знаменского собора,
Игумения Мариамна поселилась в половине маленького дома по улице Пролетарской, дом № 163, вместе со своими сестрами, бывшими насельницами монастыря, старшей Ксенией, рясофорной послушницей, и младшей Параскевой, бывшей учительницей монастырской школы грамоты. Дом, где жили сестры, находился рядом с Покровской церковью
Арестовали ее уже в начале 1921 г. как одну из главных активисток по подготовке кулацкого восстания в селе Сорокине и приговорили к расстрелу. Приговор почему-то был заменен десятью годами заключения, но в 1924 г. ее освободили. В 1925 г. – вновь арест – «за сокрытие церковных ценностей», но она была на этот раз оправдана и освобождена. 25 декабря 1930 г. «Фролова М.П. постановлением Барнаульского горсовета лишена избирательных прав, как бывшая монахиня», и наконец, 4 февраля 1938 г. по ордеру № 147 «поручается произвести обыск и арест гражданки Фроловой Матрены Петровны, проживающей по ул. Пролетарской, 163».
Опись изъятых вещей, ценностей и документов такова: «Паспорт-ШЛ № 658740. Божественных книг 7 шт., катушка проволоки неполная». Негусто для предъявленного обвинения, которое гласит: « Гр-ка Фролова Матрена Петровна, 1870 года рождения, бывшая игуменша Барнаульского монастыря, проживающая в городе Барнауле по улице Пролетарской, 163, общественно полезным трудом не занимается (это в 68 лет! – авт.). Достаточно изобличается в том, что она является активной участницей контрреволюционной церковно-монархическои повстанческой организации. Организовала в своей квартире келлию, куда втягивает верующих женщин, под видом отправления религиозных обрядов проводит контрреволюционную работу, распространяя пораженческую агитацию, доказывая о скорой войне и якобы неизбежной гибели советской власти».
Постановлено: «Гр-ку Фролову М.П. привлечь в качестве обвиняемой по ст. 58-2- lO-l I УК.
11 марта 1938 г. расстреляна одна из молитвенниц земли Российской.
7 апреля та же участь постигла монахиню Евсевию.
Никольский источник, место растрела
Приемственность Знаменского
Храм -(заложен в 1853, освящен в 1858; главный престол – в честь иконы Божией Матери «Знамение», приделы – зап. во имя свт. Николая Чудотворца и юж. во имя св. прав. Захарии и Елисаветы). В 1916 г. с зап. стороны храма была пристроена часовня в память 300-летия династии Романовых. При храме имелись 3 школы, большая б-ка. В 1923 г. Знаменский храм стал кафедральным собором Барнаульской епархии. В 1937 г. он был закрыт, разобраны главы и колокольня, снят купол. В здании собора разместился архив НКВД, затем Барнаульское архивное бюро (с 1937 – ГА Алтайского края). После 1947 г. в соборе был устроен 2-й этаж, в 60-х гг. сделаны пристройки.
Монастырь- (Барнаульской и Алтайской епархии), учрежден решением Свящ. Синода от 19 июля 1994 г. (зарегистрирован 1 нояб. 1994) при Знаменском соборе Барнаула В мае 1991 г. Знаменский собор был возвращен РПЦ, 30 мая 1994 г. в нем возобновились богослужения. В марте 1996 г. в соборе был освящен главный престол, в янв. 1997 г.- Никольский придел, в авг. 1997 г.- придел св. прав. Захарии и Елисаветы.
Первой настоятельницей Б. м. стала мон. Глафира (Любицкая; в схиме – Евлогия; † 10 нояб. 1996), духовная дочь мон. Наталии (Скорняковой), бывш. насельницы барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря. Инокини Б. м. считают свою обитель духовной преемницей Казанского мон-ря и поминают его почивших насельниц. С 1998 г. и. о. настоятельницы Б. м. являлась мон. Надежда (Чанова), 9 сент. 2000 г. утвержденная в должности настоятельницы. С 18 июля 2000 г. мон. Надежда по совместительству была настоятельницей Иоанно-Богословского скита в пос. Чемал (Республика Алтай), а также скита в с. Сорочий Лог, где попечением Б. м. построена часовня во имя св. Иоанна Предтечи и новомучеников Российских, а на месте, где в 20-х гг. XX в. были замучены 11 благочестивых крестьян, обустроен св. источник в честь Казанской иконы Божией Матери. В Б. м. имеются иконописная мастерская, просфорня, ризница. Продолжая традиции жен. мон-рей Алтайской духовной миссии, Б. м. занимается активной просветительской и благотворительной деятельностью, помогает созданию новых обителей в Барнаульской епархии. К марту 2002 г. в Б. м. жили 14 насельниц: настоятельница, схимонахиня, 9 монахинь и 3 послушницы.
Среди местночтимых святынь Б. м.- мироточивые Иверская и Почаевская иконы Божией Матери, образ прмц. вел. кнг. Елисаветы с частицей мощей, ковчеги с частицами мощей прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, икона с частицами мощей прп. Саввы Сторожевского и вмч. Пантелеимона
Ведущая – заключительное слово.
21