Не успело еще затихнуть эхо Шукшинских чтений, как в Бийске начался новый праздник! В Городском Дворце культуры целых три дня на фестивале «Душа баяна» свое мастерство показывали лучшие баянисты, аккордеонисты, гармонисты и хоровые коллективы с Алтайского края и ближайших регионов. Наш корреспондент побеседовал с организатором этого мероприятия заслуженным артистом Российской Федерации Сергеем Войтенко.
– Сергей Иванович, как начинался такой большой праздник талантов?
– В 2018 году мы в первый раз провели этот фестиваль в Самарской области. И у него были свои особенности! В нашем регионе не было еще тогда фестиваля, который бы сам приезжал в гости к людям. Обычно как проходит? Люди съезжаются на конкурс, а там, в Самаре, сама команда ездила по муниципальным образованиям, а их там – тридцать девять. Начинался он вот таким образом, а потом мы его переформатировали, то есть сделали два дня отбора, третий – гала-концерт. Мы выбираем город в регионе, и сюда уже съезжаются участники со всего региона и в целом из различных федеральных округов. Вот здесь, в Бийске, даже есть участники из Тюмени, Республики Хакасии и так далее.
– Какова же цель такого большого мероприятия, которое собирает столько артистов?
– Суть фестиваля – это, конечно, найти новые таланты и поддержать такие инструменты, как баян, аккордеон, гармонь, потому что есть определенные причины для этого. И не только из-за того, что это наш национальный инструмент, но и потому, что мы просто обязаны сохранить наше культурное наследие. К сожалению, из-за нехватки кадров мы сегодня видим, как баян потихонечку в России становится своего рода раритетным инструментом, а баянист – штучным товаром. Верно говорят: если раньше на одно село было пятнадцать гармонистов, то сегодня – один гармонист на пятнадцать сел. Такая вот, к сожалению, нерадостная статистика.
– И, судя по всему, фестиваль нравится людям?
– «Душа баяна» делает ту работу, которую необходимо делать, потому что в регионах подходят люди и говорят: «Спасибо за то, что вы о нас вспомнили!» Для них это яркие впечатления. Вот даже хоры едут издалека, за тысячи километров, чтобы выйти в красивых костюмах и показать хотя бы один номер, передать свои эмоции. Для них важно, чтобы их услышали, чтобы о них помнили.
И вот еще одна проблематика, которую выявил фестиваль. На сцене в конкурсных номерах мы видим людей, «кому за...», то есть пожилых, и совсем молодых артистов. А вот среднего возраста участников, прямо скажем, маловато, но мы надеемся, что со временем все поменяется и, может быть, станет как раньше, когда в домах культуры были десятки самодеятельных творческих коллективов. К сожалению, где-то в некоторых населенных пунктах ДК закрылись или их отдали под торговые центры. А вообще, ведь они были местом схода граждан, своего рода храмом. Если до революции эту роль выполняли церкви, то потом ее взяли на себя ДК. И это тоже проблематика сегодняшнего дня.
– Но это решаемая, на самом деле, проблема в реалиях сегодняшнего дня? И есть ли другие вопросы, на решение которых направлен фестиваль?
– Думаю, да. Сейчас выделяются достаточно большие средства по нацпроекту «Культура», где получают деньги на восстановление домов культуры, на создание новых культурных центров. Но в общем, если говорить о фестивале, то мы реализуем, можно сказать, государственную программу по воспитанию новых кадров, по их поиску, ведь очень важно, чтобы культура была насыщена хорошими квалифицированными специалистами. Как и в любой отрасли, если нет человека, который горит этим делом, отрасль потихоньку хиреет, а культура – это тонкий инструмент, и люди здесь с очень тонкой душевной организацией, и мы должны их пестовать, холить и лелеять.
– В целом, если не будет кадров, которые бы занимались сохранением национальной культуры, ее приумножением, это может как-то отразиться на обществе?
– Конечно. Сегодня это особенно важно, ведь культура является своего рода оружием против коллективного Запада, потому что, когда есть национальная основа, наша многонациональная культура, это все вместе является основой государства. Когда есть сохранение национальных, исторических и культурных традиций, только тогда есть страна, государство. А когда этого нет, тогда и народа нет. Что с нами и хотел сделать Запад! И слава богу, что у нас есть потрясающий президент, который ведет за собой и принимает дальновидные и правильные решения. И я искренне благодарен Владимиру Владимировичу Путину за создание Президентского фонда культурных инициатив, за то, что благодаря этому творцы по всей стране имеют теперь возможность реализовывать свои идеи и замыслы, в том числе и этот фестиваль «Душа баяна», который проводится при поддержке данного фонда.
– Будет ли и дальше жить этот фестиваль?
– Вы знаете, я баянист, с детства с баяном, я с ним ношусь как с писаной торбой. И этот фестиваль – мое детище, как у Заволокина «Играй, гармонь!». Но у нас задача несколько шире, чем у того проекта. Мы не только баяном занимаемся, но сохраняем исторические жанры, в которых присутствует этот инструмент. Он есть и в хореографии, и в вокальном жанре, и в инструментальном, и в цирковом. У нас и дети, и взрослые принимают участие, и любители, и профессионалы, и коллективы, и солисты. Играют и на баяне, и на гармони, и на аккордеоне. И кстати, наш фестиваль вот только вчера получил информацию, что вошел в реестр Министерства просвещения. В общем, «Душа баяна» – один из фестивалей, который рекомендован к проведению. Так что мы приложим все силы, чтобы он жил, продолжал сохранять культуру нашей страны и радовал людей.
Цифра1000 участников собрал фестиваль «Душа баяна» в Бийске.
>
СИДОРЕНКОПавел Еще читают