Молодежный театр Алтая снова стал победителем грантового конкурса на организацию тифлокомментирования, организованного благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». В этом году на участие в проекте поступило 153 заявки от театров 62 городов и 41 региона России.
Руководитель программы Ксения Дмитриева рассказала: «Программа «Особый взгляд» более пяти лет занимается развитием инклюзии в области культуры. Тифлокомментирование - важная составляющая инклюзивной стратегии театров, ведь именно оно позволяет незрячим людям «смотреть» спектакли наравне со всеми остальными. Для становления этой услуги в театрах на постоянной основе пока недостаточно урегулирован процесс бюджетирования, именно поэтому наша программа выдает гранты на организацию тифлокомментирования, помогает с оборудованием и проводит просветительские занятия в этой области. Сейчас в России проживает более 330 тысяч людей с инвалидностью по зрению, для полноценного включения их в общество необходимо развитие инклюзии в том числе в учреждениях культуры, ведь знакомство с искусством является неотъемлемой частью социокультурной реабилитации».
В театре пояснили, что впервые подали заявку на конкурс в 2022 году. Тогда в Барнаул привезли специальное оборудование (мобильный передатчик и 20 приемников). Заместитель директора Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Марина Копысова адаптировала три спектакля - «Временно недоступен» Петры Вюлленвебер, «Крахмальная, 92» по книге Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и Wonderboy Максима Соколова .
В сезоне 2023-2024 годов адаптируют «Василиссу» Марии Малухиной и «Грозу» Александра Островского . Работа над созданием описаний спектаклей для незрячих уже началась. На этот раз с театром сотрудничает тифлокомментатор высшей категории из Новосибирска Зарина Идрисова . Планируется, что показы этих спектаклей начнутся осенью.
Фото: Молодежный театр Алтая
Справка : тифлокомментарий - лаконичное описание предмета, пространства и действий артистов, которые непонятны незрячему или слабовидящему без специальных словесных пояснений. Для прослушивания перед входом в зал незрячим и слабовидящим вручают приемник с наушником. Он один, чтобы вторым ухом можно было хорошо слышать голоса актеров и звуки, сопровождающие спектакль.