1 сентября в Донецке весь день работала система ПВО и были прилеты. Но, несмотря на тревожную обстановку, жизнь в городе продолжается. В местном Музыкально-драматическом театре имени М.М. Бровуна в этот день прошла премьера патриотической оперы-драмы Алексея Рыбникова «Le prince André. Князь Андрей Болконский». Она была тепло встречена зрителями.
Кровь закипалаСреди зрителей были и выпускники Алтайского института культуры. Пять студентов курса Анны Вахрамеевой и Ирины Астафьевой уехали в Донбасс и стали актерами этого театра. Иван Микитенко, Екатерина и Максим Шумовы, Софья Кулишина и Анастасия Гычева – в Донецк они приехали не одни, а вместе с барнаульским режиссером Максимом Астафьевым. Он тоже «вахрамеевец», уже во второй раз приехал в Донецк ставить спектакли. Барнаульскому зрителю известен по постановкам «И разыгрались же кони в поле…» по Шукшину, «Бесприданница» по Островскому, «Тёмные аллеи» по Бунину, «Москва – Петушки» по Ерофееву.
Директор театра Наталья Волкова представила барнаульцев своему коллективу, нашла для каждого слова поддержки, пожелала им удачи.
О ролях пока говорить рано – ребята репетируют. Решение уехать в Донбасс не было спонтанным, пришло не сразу, и у каждого свои мотивы.
«Выбор театра был продиктован нашим желанием быть полезными там, где жить непросто, а у людей, зрителей была и есть потребность в насыщенной театральной жизни», – объясняет Иван Микитенко.
Максим Шумов подходит к этому вопросу более философски:
– Так сложились карты. Жизнь посылает нам информацию, мы ее слушаем и принимаем решения. Мы с Астафьевым одного вероисповедания, творческого и философского. Когда он позвал нас с собой, мы согласились.
Максим говорит, что страха не было, хотя кровь, как говорится, закипала. Война ведь рядом:
– Но мы вообще не думали о возможных проблемах с водой, светом и теплом – мы же молодые! Я деревенский, у меня в детстве никогда не было в доме воды и туалета, батя воду с колонки носил. Свобода – это не про комфорт… Исторические события происходят на наших глазах. Потом с женой Катей нашим детям будем рассказывать, что жили здесь и работали.
Максима ввели в спектакль «Игроки» по Гоголю. Он уже был в репертуаре театра, который сейчас обновляется: многие артисты уехали. А остальные барнаульцы задействованы в новой постановке – спектакле «Соня» по рассказу Татьяны Толстой. В репертуаре много музыкальных спектаклей, драматических, мюзиклов, опер. Раньше, до войны, были и детские постановки. Помимо артистов драмы, есть и артисты балета, вокала, оркестранты. Сейчас репертуар театра немного изменился в связи с войной, много артистов ушло, и какие-то спектакли не восстанавливали.
Ребята рады, что оказались нужны театру. Приняли их очень тепло, они благодарны руководству театра и лично директору Наталье Марковне Волковой.
– Донецк – удивительный город! Дончане – дружелюбные, душевные люди, по ощущению, родные и близкие, – в один голос говорят молодые артисты.
«Папа приехал?!»На Ивана сильно повлиял покойный отец. Борис Николаевич Микитенко, подполковник запаса, украинец, тяжело переживал все, что творится на его малой родине.
«Думаю, он бы меня поддержал в решении поехать служить на театральной сцене в Донецке. Там решается судьба России, хотелось быть через искусство причастным к истории своей родной страны», – уверен парень.
Именно по совету папы Ваня поступил в Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета. Парень вспоминает, как отец неожиданно приехал к нему в выходной:
– Мы сидели по учебным классам и готовились к занятиям. Заместитель командира взвода и говорит: «К тебе отец приехал». Сначала не поверил. В горле собирался комок, глаза от слез стали тяжелыми. Подумал тогда: «Смешно! Я сейчас папу увижу, а он увидит мои слезы. Как-то ненормально». Переборол себя. Встретились, обнялись. Разговаривали часа два, наверное. Договорились, что отпрошусь у ротного в увольнение. Отпросился. Переночевали у друга отца, у дяди Миши Самутина. Классный мужик! На ночь глядя бахнули коньячка немного. На следующий день я уже вернулся в училище. Успел как раз к построению на ужин. Эх и вкусный же был тогда ужин!
Отучился три года, но списали по состоянию здоровья. Поступил в институт культуры. Окончил его и уехал в Донецк. Ему хотелось хоть чем-то помочь дончанам, которым искренне сопереживал все последние десять лет. Иван считает, что им сейчас спектакли, честные и сильные, нужнее, чем где-либо. А с другой стороны, уже приехав туда, Иван заметил, что они, дончане, могут быть даже нужнее нам, чем мы им.
«Это люди, за которыми хочется тянуться. Они очень свободные, знают себе цену, цену жизни и смерти, в чем-то могут быть резкими, своенравными, а это им даже идет. С 2014 года они знают, что такое война. Десять лет. Так что это отдельный вопрос для рассмотрения, кто в ком нуждается», – рассуждает Иван Микитенко.
Барнаульские артисты замечают, что местные жители, конечно же, хотят, чтобы все побыстрее закончилось. Они очень стойко переносят войну.
«Я удивляюсь их тотальности. Говорят про себя, что уже истощены, устали от войны, но при этом мы видим их улыбки, открытые сердца… Это ни с чем не соизмеримо! Они рожают во время войны и это нормально! Они говорят, мол, а что делать, жизнь-то идет, надо ее жить. Полноценные дончане какие-то… Хотя, конечно, обстановка тревожная. Есть прилеты. За все время, что мы здесь, два раза уже прилетело в Петровский район. Один снаряд в торговый центр попал, другой – в рынок «Сокол». Чувствуется, что люди напряжены. Мы живем в служебной квартире, которую раньше занимала семья артистов. Когда у них родился ребенок, они уехали. Уехали от войны. Их можно понять, конечно», – размышляет Иван.
И хотя в воздухе разлита тревога, цены в Донецке повыше, чем на Алтае, и сопоставимы с московскими, и вода из крана не очень, и прилеты, и постоянно работает ПВО. И мчатся машины «УАЗ-Патриот» в маскировочных сетках и с антеннами радиоэлектронной борьбы… Но, несмотря ни на что, люди скупают билеты в местные театры. Ждут начала нового сезона, новых премьер и впечатлений. В октябре начнутся спектакли в музыкально-драматическом. Спектакль «Соня» с участием наших земляков сдают на художественный совет 27 сентября. Премьеры выпадут, скорее всего, на октябрь.
Le prince AndréИ все хотят посмотреть «Князя Андрея» – вещь донельзя актуальную. Премьера состоялась 26 августа в Москве в Театре наций, а спустя неделю спектакль увидели донецкие зрители.
«Самая большая эмоция – восхищение!» – делятся местные зрители в соцсетях.
Находят спектакль очень современным: в нем и те самые нынешние «нетвойняшки» (надо договариваться, Франция (читай «демократический мир») нам не чета и т. д). И беспечность элиты, в преддверии страшных битв развлекающейся на балу. В нем и героизм россиян: от дворян до простых землепашцев, перед битвой поющих вместе одну и ту же песню. И конечно, то, что чьи-то амбиции, тщеславие, жажда богатства всегда приводят к гибели огромного количества людей.
И то, что все эти амбиции с треском ломались о русскую силу.
Волонтёры12 сентября, накануне сдачи этого номера газеты в печать, мне написала Катя Шумова, жена Максима. Она рассказала, что местные чаще всего задают два вопроса: как ребята решились поехать в Донецк и как их отпустили родители:
– Всегда близкие сначала в штыки воспринимают: «Какой Донецк, там же стреляют?!» Но потом смиряются. Мои родители были только за, ведь сами с начала СВО были волонтерами, а я им помогала. А сейчас они открыли некоммерческую организацию волонтеров «Дикие Лебеди», шьют и отсылают «за ленточку» и в Белгород одежду, носилки, аптечки, карематы, покупают, тестируют и отправляют технику.
Катя думает, что пора в Донецке открыть филиал этой организации и передавать гуманитарку напрямую . Единственная закавыка – надо решить, как удобнее сюда отправлять грузы. С Белгородом они работали через СДЭК. А в Донецке этой фирмы пока нет.
КУПЧИНСКИЙОлег Еще читают