В Алтайском театре драмы открыли 95-й театральный сезон премьерой спектакля «Барышня-крестьянка».
В постановке народного артиста РФ Александра Зыкова спектакль по пушкинской повести получился нарядным, легким и очень музыкальным.
Довольно короткое произведение Пушкина, занимающее несколько страниц текста, на сцене ожило и развернулось. Обрели плоть персонажи, которые на страницах повести упоминаются лишь вскользь. Так, запомнятся зрителям и преданный слуга Трофим (Иван Дорохов), и чопорная мисс Жаксон (Елена Кегелева), приглашенная в сельскую глушь распространять «англицкую культуру». Явился публике и сам Александр Сергеевич, который, правда, разоблачившись, оказался Иваном Петровичем Белкиным (Антон Кирков) – персонажем вымышленным, которому Пушкин приписал авторство целого цикла своих повестей.
Додуманы режиссером и диалоги враждующих друг с другом помещиков: Ивана Петровича Берестова (Эдуард Тимошенко) – барина преуспевающего, всеми любимого, воспитывающего сына Алексея, и Григория Ивановича Муромского (Александр Хряков) – навязывающего повсеместно «английскую дурь», неумело ведущего хозяйство, воспитывающего дочь Лизу. Здесь Берестов – большой любитель наливочки, а потому, помирившись впоследствии с Муромским, двое в прошлом враждующих помещиков, к которым присоединился и Белкин, охотно делятся своим опытом опрокинуть между делом рюмочку-другую… Эта сцена стала одной из самых комичных в спектакле.
Прекрасны на сцене и Алексей (Вадим Заика) с Лизой (Анна Бекчанова), то и дело переодевающейся в крестьянское платье, чтобы встретиться с молодым барином. Говоря о своих чувствах, они цитируют Шекспира, самого Пушкина…
Настроения и переживания героев, а также атмосфера сельской жизни переданы в спектакле за счет массовых танцевальных сцен. Поэтому, несмотря на то, что в пушкинской повести прописано не так уж много героев, в спектакле оказались задействованы 34 актера, в том числе и студенты Алтайского государственного института культуры. Все эти сцены поставил приглашенный из Санкт-Петербурга балетмейстер Николай Реутов (он известен барнаульской публике по спектаклям «А этот выпал из гнезда», «За двумя зайцами»). Достаточно сказать, что он поставил вместе с актерами девять танцевальных номеров, а композитор постановки Андрей Федоськин разучил с ними семь песен.
Действительно, музыки в спектакле оказалось очень много. Много было и какой-то не совсем оправданной суеты на сцене, так сказать, движухи. Артисты бегали, прыгали, стремительно перемещались. Показались немного затянутыми танцевальные номера с участием крестьян, одетых в костюмы березок.
Как оказалось, на этом «Повести Белкина» на сцене театра не закончатся. Уже заявлена следующая премьера театрального года – «Станционный смотритель», к работе над которой приступит режиссер Максим Астафьев. Не случайно в канву спектакля «Барышня-крестьянка» были включены ссылки на другие произведения из «Повестей Белкина» – «Выстрел», «Метель»…
Завершился спектакль песней, написанной специально для него на пушкинское «Я помню чудное мгновение…». В контексте постановки песня звучит как гимн любви.
Наталья КАТРЕНКО.
Фото Андрея ЛУКОВСКОГО.