Как врачи лечат тело человека, так люди творчества исцеляют душу, уверена Ольга Воробьёва. Этой осенью женщина стала народным мастером Алтайского края.
Линии историиТворчеством художник занимается уже давно. Ольга окончила Новоалтайское художественное училище, занималась живописью. После был период, когда она преподавала в школах изящных искусств, где и познакомилась с ремеслом росписи. Сегодня это основное направление ее творчества. «Увидела, как работают мастера в этой технике. Захотелось так же, при помощи узора, рассказывать истории. Ведь роспись – не просто набор разных элементов. Каждый из них несет особый смысл», – объясняет Ольга Воробьёва.
– Сначала влюбилась в мезенскую роспись. За счет своего цветового решения она всегда получается очень теплой. Черный, красный, красно-коричневый тона перекликаются с натуральными оттенками дерева, на которое наносят рисунок, – начинает рассказ мастер. – Вся композиция очень символична.
Конь, к примеру, знак солнца, нить квадратов – земля. А если в них расположены параллельные черные линии, это значит, что художник хотел показать распаханное поле. «Кресты внутри четырехугольника значат, что пашню уже засеяли», – говорит Ольга. Здесь невольно удивишься количеству тонкостей в работе мастера.
– Все эти элементы объединяются в единый орнамент, который ритмически выверен. Так рождается целый рассказ. Часто ремесленники рисовали три мира – верхний, средний и нижний, показывая многообразие жизни и представлений о ней, – продолжает собеседница. – Раньше роспись была распространенной и любой человек мог прочесть историю в линиях. И для людей современных это доступно, только нужно чуть больше сноровки.
Жизнь в «городце»Здесь – росписи северные, архангельские. Вот пермогорская, а тут – борецкая и тоемская. Их особенность – белый фон и преимущественно растительный орнамент. «Их называют светловидными. За счет своего цветового решения – контраста между пышным узором и светлой основой – возникает эффект свечения. Палитра лаконична, но выглядит все эффектно», – говорит Ольга Воробьёва.
– Есть росписи, где и без знания символики можно рассмотреть сюжет. К таким относится, к примеру, городецкая. Она появилась в Нижегородской области. Часто этот орнамент называют волшебным реализмом, – объясняет мастер. – Ведь в основе – то, что можно наблюдать в повседневности. Художник украшает эту основу гирляндами цветов, добавляет, к примеру, птиц, выразительные детали.
По ее словам, ремесленники, которые работали в такой технике, в основу композиции помещали и нейтральные бытовые ситуации – встречу влюбленной пары, чаепитие или прогулку. Иногда была заметная привязка к конкретной местности.
– Такой ход использовала в одной из своих работ, поместив в центр Покровский собор, знакомый жителям и гостям Барнаула, – делится Ольга. – Так можно всю нашу жизнь изобразить в «городце». В этом его прелесть.
100 часов работы«Наше русское искусство в орнаментах по краю одежды, украшениях, на предметах быта всегда было на страже счастья человека. Различные символы и знаки должны были оградить от сглаза и привлечь благополучие. Поэтому все росписи изначально обереги», – говорит мастер, показывая на серию расписанных матрешек. Тут варианты в национальных костюмах: вот, к примеру, игрушки в классических русском и алтайском одеяниях. А здесь – украшенные в традициях ремесленников из Мезени или Петербурга. На роспись каждой серии куколок уходит порядка 100 часов работы.
– Петербургские орнаменты относительно новые. Они сложились в XIX веке, – рассказывает художник. – Несмотря на черный фон, композиция выглядит нарядно и изысканно. Такой эффект получается благодаря белому и золотому цветам узора.
Среди ее работ – не только расписанные игрушки, посуда и панно. Есть и шкатулки, и целые сундуки и коробы. «Раньше ведь росписью украшали не только бытовые мелочи. Красивыми узорами покрывали даже стены и двери. Это, как и в случае с одеждой, несло несколько функций. С одной стороны, обережная, с другой – декоративная», – говорит Ольга.
Познакомиться с творчеством мастера росписи по дереву можно не только на тематических выставках. Так, к примеру, с 2023 года в постоянной экспозиции Музея колоколов при Иоанно-Богословском храмовом комплексе находится коллекционная серия декоративных пасхальных яиц с изображениями православных храмов Барнаула.
– Часть композиций входит в состав музейных экспозиций, есть те, что украшают частные коллекции, – добавляет она. – Кроме того, серии расписанных предметов расположены в музее редкой книги в библиотеке имени Ядринцева и детской библиотеке имени Чуковского.
Все перекликаютсяПермогорская, мезенская, борецкая, городецкая... Все росписи – со своим характером. Чтобы «приручить» каждую, нужно изучить и ее историю, и особенности. Несмотря на видимые отличия, у них и много общего – есть похожие элементы, символы и приемы оформления. «Убедилась в этом, когда пару лет назад готовила выставку с орнаментами разных стран. Были там и русские, и европейские, и индийские варианты. Как ни парадоксально, но все они перекликаются», – говорит Ольга Воробьёва.
– Конечно, отчасти это обусловлено историческим развитием. У разных народов, так или иначе, есть общие образы, которые отражены в традиционном искусстве и промысле. Кроме того, нельзя отрицать и факты культурного обмена, – объясняет художник. – К примеру, говорят, что «пермогорку» мастера создавали вдохновившись персидскими коврами. На основе элементов, которые там встречаются, наши ремесленники придумали нечто свое в тех вариантах, которые ближе нам и по композиции, и по цветовому решению.
Раньше основные принципы ремесла передавали из поколения в поколение. Современные мастера и сегодня смотрят на работы своих предшественников, ведь в искусстве росписи важно сохранить традицию. «У каждого художника свои идеи и почерк. Но в случае с традиционным искусством нужно понимать, что оно должно быть узнаваемым», – рассуждает Ольга.
– В росписи важна душа народа. Именно она – такая разная и необычная – смотрит на нас глазами из орнамента. Ведь создают узорчатые композиции люди, каждый из которых вкладывает свои смыслы, – добавляет мастер.
МИХЕЙЛИСЮлия Еще читают