Алтайский театр драмы завершил сезон читок пьесой уральского драматурга

Фото: Алтайский краевой театр драмы
Фото: Алтайский краевой театр драмы
Фото: www.ap22.ru

Сезон читок современной драматургии в Алтайском краевом театре драмы завершили пьесой Алексея Еньшина «Родительский день».

Произведение уральского драматурга, ученика Николая Коляды, написанное для двух актеров, позволило в обсуждении со зрителями поднять целую россыпь тем: конфликт поколений, переживание смерти близких, история страны и отношение к прош­лому, вина и травма. И самое удивительное при таком наборе, что текст Алексея Еньшина – удивительно живой и местами смешной в силу авторской наблюдательности.

«Мортал трип»

В родительскую субботу – день памяти предков – мать и сын едут на могилы близких. Идея принадлежит матери, 60-летней женщине (ее роль досталась заслуженной артистке России Надежде Царининой), которая решила за один день посетить сразу пять кладбищ в вымышленном Центральноуральском крае. Задача 35-летнего сына (его играет Данила Никоноров) – отвезти ее на машине и помочь привести могилы в порядок. Он иронично называет это путешествие «мортал трип». Но, поскольку после бурной вечеринки он проспал время выезда, эта история начинается с обиды и ссоры, в которой пожилая женщина привычно давит на чувство вины, а сын в ответ также привычно отшучивается.

По пути они еще не раз поссорятся: из-за пирожков, которые мать всю ночь жарила в дорогу (а сын предпочитает кафе), из-за того, что застряли в пробке, из-за цвета кладбищенской оградки. Попутно выяснится, что сын недавно сходил в архив и узнал неприглядную правду про своего прадеда, который в сталинские годы ударно стучал на односельчан, а потому не собирается его поминать. Но вскоре становится ясно, что все эти перепалки (повторюсь, очень забавные) скрывают под собой что-то более серьезное и болезненное. Конечной точкой маршрута должна стать могила Саши, второго сына этой пожилой женщины, похороненного в соседней области, а она почему-то даже имя его не может произнести и совсем не хочет к нему ехать.

Пока все живы

Проект «Время Ч» в театре драмы предполагает, что актеры буквально читают пьесы с листа, а декорации всегда крайне условны и минималис­тичны (здесь были лавка, два стула, вместо могилы с памятником – кусочек искусственного газона и прямоугольное зеркало). Режиссер проекта Татьяна Тимофеева сделала ставку на звуковое оформление: на приятный гул двигателя изнутри машины, гудение дорожной пробки, рингтоны телефонов, песню «Дороги, которые мы выбираем» группы «СерьГа». В сочетании с живыми диалогами драматурга Еньшина это дало удивительный эффект погружения в совсем чужую историю, которая на полтора часа вдруг становится как будто твоей личной.

Кроме того, появилось третье лицо – актриса Татьяна Гуртякова, которая читала пронизанные иронией авторские ремарки и отмечала мелом на стене конкретное время действия. И, несмотря на такой состав актеров, пьеса кажется многолюдной: дорогие сердцу героев покойники либо незримо присутствуют в их диалогах, либо приходят к ним по ночам в тревожных снах.

– Для меня эта пьеса интересна как напоминание, что жизнь и смерть идут рядом и мы не знаем, сколько нам осталось. А еще она про тотальное одиночество, – сказала на обсуждении одна зрительница. – Почему герои прощают своих близких только после их ухода? Вот сестра этой женщины жива, а они с ней как кошка с собакой… Любить нужно в моменте, пока все живы.

Зрители в замешательстве

Одному из зрителей читки показалось, что великолепно сыгранная Надеждой Царининой главная герои­ня своим посещением могил будто бы «зарабатывала баллы» перед ушедшими. А SMM-менеджер театра драмы Елена Барышева считает, что для сына этот «мортал трип» в итоге стал глубокой психотерапией, которая позволила ему восстановить некогда разрушенные отношения с любимой девушкой:

– В конце он всех своих предков принял и простил, как бы на них ни злился, и помог маме. Возможно, прежде он думал, что не заслуживает хороших отношений, а теперь понял, каков он на самом деле, как бы сложил цельную картинку самого себя. А вообще, это было душевно и трогательно – эта тишина, когда герои молча сидели у Саши… Просто спасибо!

«Родительский день» Еньшина стал той редкой пьесой, которая в начале традиционного обсуждения вызвала у зрителей замешательство, и первые минут десять никто не решался говорить о своих впечатлениях, зато потом люди стали делиться очень личным.

«Я никогда не помню годовщину маминой смерти, хотя записываю в календарь, ставлю напоминание, – рассказала одна молодая женщина. – Память вытесняет на протяжении десяти лет. Наше поколение боится боли, нам психологи запрещают испытывать отрицательные эмоции. А главному герою сближение со своей болью помогло в конце отбросить страхи. Часто именно через трагедию мы приходим к себе и начинаем строить новую жизнь».

Кстати, цикл «Простые истории» стал самым длинным в проекте «Время Ч». Режиссер Татьяна Тимофеева пообещала, что осенью в новом театральном сезоне читки вернутся.

>

КАРПОВА
Любовь Еще читают

Новости соседних регионов по теме:

На 150-летие театра драмы съехались известные актеры, которые когда-то начинали свой путь на омской сцене.
22:20 28.05.2024 РИА Омск-информ - Омск
 
По теме
В сельском музее рассказали, как сделать историю малой родины интересной для молодых людей Фото №1 - Алтайская правда Гостей региона восхищают современные его музейные комплексы, хранящие живые артефакты судеб именитых наших земляков Золотухина и Рождественского, Титова и Шукшина.
Алтайская правда
Музыкант ездит из Новосибирска в Барнаул, чтобы учить детей играть на армянском барабане Фото №1 - Алтайская правда Наверное, надо очень любить детей, своих учеников, чтобы каждую неделю ездить из Новосибирска в Барнаул, учить их игре на армянском барабане, как это делает Арутюн Давтян, музыкант,
Алтайская правда