Легендарный балетмейстер, народный артист СССР Владимир Васильев, прибывший в Барнаул в начале декабря, вместе с Государственным молодежным ансамблем песни и танца Алтая готовит премьеру «Блуждающие звезды», созданную по мотивам одного из самых известных произведений еврейского писателя Шолом-Алейхема. Это будет третья постановка коллектива с участием мастера.
В новой постановке Владимир Васильев выступает как режиссер, автор либретто, художник и даже сочинитель музыки.
Фото Андрея Чурилова
Приезд Владимира Васильева на Алтай – всегда событие, связанное не только с рождением очередного хореографического полотна, но и с присутствием мастера в творческом пространстве края. Он словно задает для всех планку, заставляет соответствовать. А все началось в 2011 году – именно тогда состоялось знакомство Владимира Викторовича с молодым, но уже заявившем о себе коллективом песни и танца Алтая, который мастер решил взять под свое крыло. Результатом этого кураторства в рамках творческой мастерской Васильева стали два ярких спектакля – балет «Дом у дороги», созданный по мотивам поэмы Александра Твардовского к 75-летию Алтайского края, и постановка «Жил человек», в основу которой легли произведения Василия Шукшина.
И вот теперь еще один спектакль, в котором Владимир Васильев выступает не только как хореограф, но и автор либретто, режиссер-постановщик, художник мультимедийного оформления и даже сочинитель нескольких музыкальных композиций. Как оказалось, положенный в основу постановки литературный материал, роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды», – одно из любимых произведений Владимира Викторовича.
Премьера музыкального спектакля «Блуждающие звезды» состоится 21 и 22 декабря на сцене концертного зала «Сибирь» (пр. Ленина, 7).— Этот спектакль – удивительную историю любви – я мечтал поставить еще лет 25-30 назад, – пояснил балетмейстер. – К тому моменту я перечитал роман и в очередной раз подивился – насколько ярки и пластичны его персонажи, что я даже загорелся поставить балетную оперу. Потом прошли годы, и однажды, оказавшись в Нью-Йорке, меня познакомили с внучкой Шолом-Алейхема – известной писательницей Бел Кауфман, автором некогда нашумевшего романа «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Это была совершенно замечательная женщина, которая мою идею восприняла с большим восторгом. Оказалось, что она всегда мечтала о том, чтобы этот роман был перенесен на сцену. И вот только теперь, в Барнауле, это будет исполнено.
Параллельно здесь, на Алтае, артисты ансамбля ждали, когда же их знаменитый куратор поставит с ними что-нибудь колоритное, народное, с яркими героями, закрученным сюжетом. Думали, что Владимир Викторович предложит русскую тему. И каково же было удивление коллектива, что тема оказалась еврейской.
— Мы буквально влюбились во все эти мелодии, в героев романа, который прочли все артисты (а в постановке задействован весь хореографический и вокальный состав коллектива), – поделилась главный балетмейстер ансамбля Елена Березикова. – Что говорить о наслаждении от работы с мастером – от каждого дня работы с ним мы стараемся взять по максимуму. Работаем вместе с ним по 12 часов в день.
Хотя, как призналась Елена Валерьевна, несколько часов в день Владимир Васильев отлучается с репетиций за тем, чтобы создать специально для постановки рисунки, которые будут проецироваться на экран. Кстати, что касается хореографии, то танцевальное полотно – заслуга не только Владимира Викторовича. До его приезда в Барнаул над постановкой работал молодой хореограф из Минска Дмитрий Залесский (он знаком нашей публике как автор одного из сюжетов хореографического спектакля «Жил человек»). И если он привнес в постановку элементы современной, а Елена Березикова – народной хореографии, то Владимиру Васильеву предстояло все это свести воедино, подкорректировав работу коллег и направив ее в русло первоначального замысла.
Кстати, постановка необычна еще и тем, что на сцене будет присутствовать не только вокальная группа артистов ансамбля (то есть спектакль обещает быть вокально-хореографическим), но и известный барнаульский скрипач Пётр Каменных. Он выступает и в роли исполнителя (играет вживую на скрипке и от его имени ведется повествование), и музыкального редактора, а также автора оригинальных композиций.
— Однако в спектакле есть композиции, которые Владимир Викторович сочинил на наших глазах, напевая и вытанцовывая, – рассказала Елена Березикова. – Мы их быстро записали и поняли, что они идеально ложатся на хореографический сюжет. В столь тесном контакте с мастером и не такое случается.
Наталья Катренко