Народный артист России Валерий Баринов представил в Барнауле программу, подготовленную совместно с оркестром «Сибирь».
Под музыку Родиона Щедрина и Георгия Свиридова он читал произведения Александра Блока и Александра Пушкина.
Не хватает духуС недавних пор о творчестве Валерия Баринова барнаульцы могут судить далеко не только по фильмографии артиста. Валерий Александрович посещал наш город в качестве почетного гостя Шукшинских дней на Алтае (он был участником нескольких творческих встреч со зрителями в рамках кинофестиваля), а также в составе труппы Московского ТЮЗа, представившей в нашем городе несколько спектаклей легендарного театра. И вот новый проект, на который вдохновило Валерия Баринова знакомство с Государственным Великорусским оркестром «Сибирь» еще во время первого приезда артиста на алтайскую землю.
- С разными оркестрами я работаю около десяти лет, – рассказал Валерий Баринов накануне выступления. – Сотрудничал я и с «Виртуозами Москвы», и с Московским филармоническим оркестром, и с оркестром народных инструментов им. Осипова… Очень понравилось находиться на сцене и с вашим оркестром, видеть, как музыканты взаимодействуют с дирижером, как чувствуют друг друга. И хотя принято считать, что у меня нет слуха, все же я интуитивно понимаю, как лучше под музыку читать. Здесь текст должен быть поперек мелодии. И актер как носитель текста должен спорить с музыкой, ей перечить. Вот, к примеру, Пушкин описывает метель. У него метель как рок, как судьба, намеренно сбивающая с пути героя. А в это время должна играть спокойная мелодичная музыка ( напевает ), призывающая, скорее, к раздумью, чем к проявлению страстей. То есть страсти должны бушевать либо в слове, либо в музыке.
Вообще, как рассказывает Валерий Александрович, выступать со чтецкими программами – любимое занятие артиста. И что удивительно, такие встречи всегда собирают полные залы. Вероятно, потому, что у людей, пресытившихся звездными интригами, скандалами, вымышленными телевизионными историями, появилась тяга к настоящему слову.
- Ведь мы обладаем фантастическим сокровищем – русской литературой, – размышляет артист. – Порой читаешь произведения наших писателей, поэтов и не понимаешь, как им удалось сложить буквы в такие слова, предложения. И все эти шедевры сегодня лежат, пылятся на полках.
Как признался артист, с Алтаем его связывает не только дружба с нашими именитыми земляками: Михаилом Евдокимовым, Ниной Усатовой, Александром Панкратовым-Чёрным, но и большой интерес к творчеству Василия Шукшина.
- Я часто его перечитываю и мечтаю сделать программу, основанную на творчестве Василия Макаровича, но пока, признаться, на это не хватает духу, – делится Валерий Александрович. – Когда я был в Сростках, работники Шукшинского музея подарили мне подборку писем, которые писала мать Василия Макаровича сыну после его смерти. Я не могу их читать – плачу. А на сцене это непозволительно.
Синтез искусствИзначально Валерий Баринов намеревался представить барнаульской публике только пушкинскую «Метель». Но потом, после переговоров с главным дирижером оркестра «Сибирь» Николаем Комиссаровым, было решено исполнить цикл Александра Блока «Кармен» под «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина. Причем эта часть программы стала своего рода синтезом искусств – голос Баринова звучал под музыку на фоне репродукций известных художников, посвятивших образу Кармен свои полотна. Кстати, это произведение Щедрина исполнялось оркестром и прежде: как правило, «Кармен-сюиту» коллектив включает в программы, посвященные Международному женскому дню, Дню всех влюбленных. Однако в сочетании с поэтическим словом на этой сцене она еще не звучала.
Все десять стихотворений, вошедших в цикл, Валерий Баринов прочел в своем порядке, в соответствии со звучащей музыкой. А вот музыка к пушкинской повести «Метель» в таком сочетании оркестром уже исполнялась. Вместе с артистами Краевого театра драмы Георгием Обуховым и Ольгой Кириченко. А отдельные номера продолжают звучать в концертных программах коллектива. Может, поэтому «Метель» в исполнении артиста звучала более цельно, более масштабно. И хотя на проекционном экране изображения сменяли друг друга не столь часто, как в первом отделении, зрительные образы помогала вырисовывать музыка – то завывающая, как метель, то сдерживающая разыгравшиеся в повести страсти.
И чем дальше, тем больше Валерий Баринов оказывался в плену у звуков – он то вытанцовывал какую-нибудь известную мелодию, то брался напевать ее, дирижируя всем телом.
Кстати, выступив на барнаульской сцене, Валерий Баринов уехал в Москву для того, чтобы сыграть несколько спектаклей в своем любимом Московском ТЮЗе. Однако после этого он вновь направится в наши широты, теперь уже в Новосибирск, где 16 февраля вместе с оркестром «Сибирь» выступит с той же программой на III фестивале оркестров народных инструментов «Струны Сибири».
Наталья КАТРЕНКО.