Премьерные показы спектакля «Темные аллеи» в Барнауле собрали полные залы

Премьерные показы спектакля «Темные аллеи» в Барнауле собрали полные залы
Фото: info-vb.ru

Круговорот судеб

На премьерные показы, которые состоялись 8, 9 и 10 февраля, тут же отреагировали социальные сети, где на страницах театра появилось множество восторженных отзывов о спектакле. «Великолепные декорации, отличные костюмы, свет. Стиль, вкус – этим пронизан весь спектакль», – пишут зрители. «Каждый рассказ – это пронзительная история любви, любви, в которой нет счастливого конца. В спектакле показаны 40-е годы прошлого столетия, но проблемы актуальны и в XXI веке».

Действительно, с точки зрения сценографии спектакль получился очень красивым – шикарные костюмы, запоминающиеся образы, необычное пространственное решение, благодаря которому действие разворачивается среди фонарей, выстроенных в ряд как аллеи. При вращении сцены свет этих усыпанных желтыми листьями аллей то и дело преломляется вместе с пространством, перенося героев то на корабельную палубу, то в купе поезда, то на морское побережье, а то в уездную глушь. Эта подвижность сцены полностью соответствовала и подвижности сюжета – герои на сцене не присутствовали, а мелькали, отчего создавалось ощущение круговорота судеб, лиц, фраз, которые обрывались в самый решающий момент. Казалось, что все это череда воспоминаний, которые рождаются в чьей-то конкретной голове. И очень уж хотелось, чтобы этот кто-то, стоящий надо всем происходящим, проявился на сцене, стал видимым. Сначала показалось, что в роли этого демиурга, а может, и самого Бунина, выступил Александр Хряков, прочитавший еще в начале спектакля пронзительный отрывок из бунинского романа «Жизнь Арсеньева» (на фоне лиц со старых фотографий, которые возникали на экране как призраки из прошлого). Но потом этот текст вдруг разложился на реплики, которые поочередно стали произносить герои. Получилось, что это не конкретно кто-то, а словно сама судьба, переплетающая жизни людей, сталкивающая между собой и разъединяющая. И это начало показалось мне мощным, многообещающим. Но чуть позже в моей голове то и дело стали возникать вопросы, которые бессознательно ли, намеренно ли поставил режиссер.

Сюжеты-нарезки

Примерно к концу первого действия стало казаться, что режиссерская мысль в этих сюжетах-нарезках словно сбивается, не получает развития. То ли потому что в круговороте персонажей начинаешь терять связь между сюжетными линиями, из-за чего невольно гасится накал бушующих страстей, то ли отвлекал от главного богато представленный на сцене предметный ряд – все эти сменяющие друг друга чемоданы, бюро, диваны, столы, кресла. Трагизм рассказа «Кавказ», где муж (Иван Дорохов) в итоге стреляется из-за предательства жены (Анастасия Кузнецова), словно притупился из-за того, что повествование неоднократно прерывалось другими сюжетными линиями. И как бы хорошо ни играли актеры, мое зрительское внимание отвлекалось на другой, не менее захватывающий сюжет – будь то рассказ «Генрих» (Александр Рогозин, Мария Сазонова), «Месть» (Вячеслав Сысоев, Татьяна Королёва) или «Визитные карточки» (Эдуард Тимошенко, Татьяна Гуртякова), герои которых, исчезая, после череды вращений сцены вновь возвращались со своей историей.

Еще одним мощным сюжетом, представленным в спектакле, стал рассказ «Дурочка», в котором семинарист (Дмитрий Плеханов), прибывший на каникулы к родителям, воспользовался доверчивостью глупой и безродной кухарки (Анастасия Южакова). От их связи родился сын, с присутствием которого молодой человек так и не смог смириться, из-за чего дурочка вместе с приплодом была изгнана из дома прочь. Рассказ жуткий и, казалось бы, не имеющий никакого отношения к любви, чувствам. Однако, как мне показалось, именно в этой главке спектакля вдруг наиболее зримо была показана любовь этой несчастной девушки сначала к своему ночному гостю, а потом и к ребенку, самому дорогому для дурочки существу, с которым она впоследствии была вынуждена скитаться. Этот отрывок был не только тщательно выстроен, но и музыкально оформлен. Под музыку даже был запущен видеоряд, который сначала показался очень трогательным (дрожащие линии ожившего рисунка, изображающего дождь, нависшие над ребенком тучи), но, когда на экране стали демонстрироваться фрагменты известных советских мультфильмов (про Винни–Пуха, Малыша и Карлсона, Котенка по имени Гав…), лично в мой контекст понимания спектакля эти образы не вписались. Хотя в отзывах можно было прочесть, что именно эта часть спектакля произвела на некоторых самое яркое впечатление.

Мечта о счастье

Было в спектакле и немало ярких актерских работ – Александр Хряков («В Париже»), Анна Бекчанова («Мадрид»), Александр Рогозин («Генрих»), Татьяна Королёва («Месть»), дуэт Дмитрия Плеханова и Анастасии Южаковой («Дурочка»)… Замечательно получались и массовые сцены, с помощью которых была передана вокзальная суета, городские улицы, атмосфера переполненного ресторана. Очень понравилось, когда уже ближе к концу пары героев, стремясь навстречу друг к другу, разбегались, прыгали в объятия и… не встречались, промахивались. И это смотрелось по-бунински обреченно, фатально. Как и возникающие в разных сценах разбросанные огромные детские кубики, которые вроде бы должны сложиться в цельную картинку, да не складываются.

Наталья КАТРЕНКО.

Ещё новости о событии:

Премьерные показы спектакля «Темные аллеи» в Барнауле собрали полные залы - Портал Вечерний Барнаул
Круговорот судеб На премьерные показы, которые состоялись 8, 9 и 10 февраля, тут же отреагировали социальные сети, где на страницах театра появилось множество восторженных отзывов о спектакле.
10:13 16.02.2018 Портал Вечерний Барнаул - Барнаул
В Театре драмы поставили «Темные аллеи». Этот спектакль создан барнаульским режиссером Максимом Астафьевым на основе одиннадцати новелл из сборника Ивана Бунина,
10:11 16.02.2018 Вечерний Барнаул - Барнаул
 
По теме
Участники VIII зимней Олимпиады городов Алтайского края приглашены на показ благотворительного спектакля «Женитьба» по мотивам пьесы Николая Гоголя.
 В Алтайском крае во второй половине ночи и днем 29 марта 2024 года ожидается усиление ветра до 18-23 м/с, местами порывы 25-26 м/с, дожди,
Администрация г. Рубцовск
Пропуск талых вод  в Хабарском районе - Газета Вестник целины В весенний период пропуска паводковых вод в населённых пунктах Хабарского района, при увеличении уровня воды в реке Бурла, может происходить подтопление жилых домов и надворных построек.
Газета Вестник целины
Эвакуация в барнаульском ТЦ/ Фото: Екатерина Смолихина - ИА Амител Правоохранительные органы разыскивают распространителей фейков В соцсетях и мессенджерах распространяются сообщения о готовящихся нападениях на крупные торговые центры Барнаула в начале апреля.
ИА Амител
Здоровье: сохранить и преумножить! - Министерство здравоохранения Профилактические осмотры и диспансеризация позволяют выявить на ранней стадии многие неинфекционные хронические заболевания, борьба с которыми предусмотрена рамках национального проекта «Здравоохранение».
Министерство здравоохранения
Приключения на Острове чтения - Центральная городская библиотека В Городском центре культуры «Современник» состоялось долгожданное открытие Недели детской и юношеской книги.
Центральная городская библиотека