На прошлой неделе в Барнауле открылась персональная выставка алтайского живописца, члена Союза художников России Анатолия Щетинина (0+).
Фото Юлии Неволиной
Этот год для Анатолия Щетинина особенный – одновременно и торжественный, и грустный. Он стал юбилейным для первой частной галереи в Алтайском крае, открытой художником 15 лет назад, а его талантливому отцу, которого уже более десяти лет нет с нами, нынче исполнилось бы 90 лет.
Отметить два таких значимых события Анатолий Прокопьевич решил большой персональной выставкой (она, кстати, тоже юбилейная – 140-я по счету), куда вошли, пожалуй, самые яркие натурные этюды, значимые картины, созданные художником в разные годы – от 1976-го до наших дней – и посвященные по большей мере удивительной природе нашего и монгольского Алтая. Так, уверенная рука художника запечатлела красавицу Чую, окаймленную золотом осени, совершенно особенную в своей неприступной зимней красоте Катунь, могучие хребты, подернутые легкой снежной дымкой… Как говорят хорошие друзья и почитатели творчества художника, глядя на всю эту красоту на холсте, смотришь и словно путешествуешь – настолько точно и глубоко написаны картины.
Около 60 картин представлено на выставке.— Горный Алтай – любовь Анатолия Прокопьевича, – говорит председатель Общественной палаты города Барнаула Владимир Лопаткин. – Если какие-то замечательные уголки нашей природы не видел сам, то на них можно посмотреть его глазами. Я вот, например, на Катуни чаще бывал летом или осенью, а вот ее зимнюю, как наяву, рассмотрел сегодня на выставке. Видно, что все здесь пропущено через душу.
И это отношение художника к Алтаю сквозит в каждой работе, в каждом мазке, выборе цвета… Есть в них что-то такое, что заставляет вглядываться в детали, искать и находить настроение, с которым автор брался за кисть, а порой удивляться чуть ли не фотографической точности в изображении многих знакомых мест.
— Когда я сегодня пришла в галерею и увидела работы Анатолия, я обрадовалась тому, что наше алтайское искусство продолжает ту высокую традицию, которую когда-то задали Гуркин и Никулин. Это искусство русского реализма, – делится заместитель директора ГХМАК по научно-исследовательской работе Наталья Царёва, которую с Анатолием Щетининым связывает многолетняя дружба. – Это человек, который полностью принадлежит искусству. И для него писать с натуры также важно, как музыканту играть гаммы. Это нужно ему, чтобы воспитывать свой глаз, свои чувства.
К слову, работы Анатолия Прокопьевича всегда высоко ценили не только опытные искусствоведы или художники, но и представители молодого поколения. Его трепетное отношение к родине, восхищение ее уникальной природой, неспокойным характером рек, философской задумчивостью гор для многих из них ориентир, признак личности зрелой, гармоничной, счастливой и свободной.
Увидеть работы Анатолия Прокопьевича можно до середины января в «Арт-галерее Щетининых» (пр. Социалистический, 78). Юлия Неволина