Итоги театрального сезона были подведены на традиционной отчетной конференции Алтайского отделения Союза театральных деятелей . В ней приняли участие не только члены СТД и работники театров , но и преподаватели АлтГАКИ , известные театральные критики …
Планировалось, что на конференции будет обсуждаться деятельность театров краевой столицы, а также – проанализированы премьерные постановки завершившегося творческого сезона. Однако в ходе собрания был поднят ряд спорных вопросов, касающихся судьбы некоторых барнаульских театров , их репертуарной политики и художественной наполненности спектаклей.
Бурные споры среди присутствующих вызвал один из главных вопросов, прописанных в повестке дня конференции. Касался он обзора премьер минувшего театрального сезона. Именно на эти темы взялись порассуждать в рамках конференции известные театроведы. Особого внимания критиков была удостоена последняя премьера Алтайской драмы « А этот выпал из гнезда », которую поставил новосибирский режиссер Александр Зыков. Несмотря на безусловный успех у зрителей, этот спектакль вызвал недоумение у театроведа Нины Осиночкиной.
- Да, налицо все признаки большого спектакля, – рассуждает она. – Однако в постановке отсутствует содержательная часть, в нем нет конфликта, вдумчивого рассказа о человеке. К тому же режиссер при работе над спектаклем явно не определился с жанром и со временем действия. К какому временному отрезку можно отнести все происходящее на сцене? К событиям конца прошлого века? Вряд ли! Но именно к ним почему-то отсылают первые диалоги, когда пациенты клиники выясняют – кто за кого голосовал на последних выборах. «Я – за Буша!» – говорит один из пациентов. – «А я – за второго Буша!» – отвечает другой. Для чего была задумана эта игра со зрителем, которому к концу постановки рассказывают про лоботомию – операцию, которую в Америке проводили во времена охоты на ведьм, а уже в начале 1950-х годов отменили… Это что – такова современная Америка? По-моему, эта игра с хронологией просто чудовищна. Скажете, непрофессионализм? Нет, на мой взгляд, это профессиональный цинизм, причем низкого пошиба. Ведь вся эта подмена намеренная – для того чтобы зритель в одном месте посмеялся, в другом – посочувствовал…
Однако, по мнению Нины Васильевны, во время показа спектакля чувствовалось, как режиссерскому прочтению сопротивляется материал. Возмущение театрального критика вызвали и мини-юбки, в которых щеголял по сцене медперсонал. «Ну не было мини-юбок в те времена! Они появились лишь в 1970-х годах!» – недоумевает она. Как считает Нина Васильевна, все эти ляпы возможны только тогда, когда ты – маэстро, приехавший сюда на минуточку, погостить. Только тогда, по ее мнению, возможно, что вместо Мирошниченко или Обухова на роли приглашаются молодые актеры-студенты. Даже Антон Кирков в главной роли бунтаря Макмерфи якобы смотрелся не очень органично – дескать, безумный актер на протяжении всего спектакля только и делал, что метался по сцене с перекошенным лицом. «Что они вообще могут знать про Киркова, про его потенциал?» – вопрошает критик.
Не знаю, как присутствующим в зале, но лично меня, кого последняя премьераДрамы не оставила равнодушной, эти слова Нины Васильевны заставили поежиться. Казалось, что все, о чем говорит театровед, – звучит слишком предвзято, что это – результат каких-то личных обид на театр, а может, и на кого-то конкретного… По крайней мере некоторые актеры во время выступления Нины Васильевны явно чувствовали себя дискомфортно. Ну разве можно столь буквально относиться к своей роли критика, миссия которого – не только критиковать?
Столь же рьяно были раскритикованы постановки «Ретро», «Моя профессия – синьор из общества» режиссера Владимира Чернядева – премьеры сезона того же театра. А сама Драма обвинялась в отсутствии преемственности – мол, не раз приходили в театр хорошие режиссеры, но каждый раз после их ухода якобы не оставалось ничего… Однако, по мнению бывшего завлита Театра драмы, а ныне – научного сотрудника Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая Ирины Свободной, подобная ситуация складывается не в каком-то конкретном учреждении, а во всех театрах.
- Такое ощущение, что спектакли сегодня ставятся лишь ради премьеры, ради инфоповода, – рассуждает Ирина Николаевна. – Художественные цели при этом отодвигаются на задний план – в рамках театральной пиар-акции им не находится места. А ведь эти ценности должны быть превыше всего.
Как считает театровед Елена Кожевникова, для того чтобы удержать в театре художественную составляющую, необходимо после премьерных показов собирать вместе актеров, руководство театров, театральных критиков – вместе искать слабые места постановок, не снижать художественной планки. Кстати, в числе ярких событий уходящего сезона Елена Сергеевна назвала создание антрепризы, в которую вошли представители разных театров. Так, свою первую постановку – спектакль «Мои дорогие бандитки» – антрепризный театр уже показал на площадках города и края. Режиссером постановки стал Владимир Филимонов, а роли в спектакле исполнили актрисы Драмы (Людмила Самойлова, Галина Зорина, Татьяна Королёва) и МТА (Любовь Хотиёва).
Еще одним позитивным моментом конференции стало объявление лучших исполнителей мужских и женских ролей, мастеров эпизодов, выявление талантливых дебютантов, которых традиционно выбирает художественное руководство театров совместно с членами СТД и представителями секции театральной критики по итогам сезона. Так, в номинации «Лучшая женская роль первого плана» победительницей стала Виктория Гальцева (Театр музыкальной комедии) за роль Насти в спектакле «Бабий бунт». Именно ей досталась главная награда сезона – творческая командировка в Москву на театральный фестиваль «Территория» (кстати, в прошлом году подобный приз достался также актрисе Театра музыкальной комедии Татьяне Ремизовой). В номинации «Лучшая мужская роль первого плана» были названы имена сразу двух актеров – Игоря Бочерикова (МТА), сыгравшего роль Башмачкина в спектакле «Шинель», и Александра Савина (МТА), исполнившего главную роль в спектакле «Бумбараш». В номинации «Лучшая женская роль второго плана» была названа Галина Чумакова (МТА) за роль Софьи в спектакле «Бумбараш», «Лучшая мужская роль второго плана» досталась Валерию Лагутину (МТА), сыгравшему роль Петровича в «Шинели». За игру в эпизодах лучшей среди актрис была названа заслуженная артистка России Зинаида Черных (Театр музыкальной комедии), сыгравшая Фрекен Розенблюм в спектакле «Пеппи Длинныйчулок», среди актеров – Максим Вехов (Театр музыкальной комедии) за роль Жулика Блума. В номинации «Дебют сезона» победителем стал Александр Рогозин (Алтайский краевой театр драмы), сыгравший роль Билли в спектакле «А этот выпал из гнезда», в номинации «За успешное освоение нового жанра» – Илья Зуев (Театр музыкальной комедии) за роль Уберто в постановке «Арлекинада».
Кстати, в этом году вручение дипломов и денежных премий лучшим актерам впервые состоялось в каждом театре при закрытии театрального сезона в присутствии зрителей.