«Мужик воевал за самого себя…»

18 октября в Барнауле в библиотеке имени В.Я. Шишкова состоялась презентация новой книги писателя и журналиста Константина Сомова «Год Колчака»

Сомов – автор уже нескольких книг, из которых особо была замечена «Война – ускоренная жизнь», исследование о самых разных сторонах фронтового и тылового быта Великой Отечественной. Нынешняя книга начиналась давно – еще в 1988 году Константин Сомов написал повесть «Черный Дол» о том, как восстали славгородские мужики против белых и чем это закончилось.

- Я жил рядом с этим Черным Долом. Бабушка моя – Надежда Ефимовна Поляничко, ее отчим участвовал в Чернодольском восстании и был расстрелян. Ему в селе Старобогатском стоит бюст... – рассказывает Константин Сомов. - Расстреливали на ее глазах. Ей было лет пять. Мать вытащили за косу, детей заставили смотреть. Она насмотрелась так, что перестала верить в бога – считала, что если он есть, то не мог такого допустить…

Книга имеет что-то вроде подзаголовка - «Главы из романа «Усобица» и эпиграф из «Повести временных лет» - «И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом».

Книгу Сомова на презентации уже называли сибирским «Тихим Доном». Кто-то скажет – перебор. Но тут надо понимать, что еще неизвестно – комплимент ли это? Хорошо ли быть «Тихим Доном» во времена, когда на «Тихий Дон» во всем его объеме почти ни у кого времени нет и когда авторы из опасения, что просто жизнь героев на фоне доставшегося им времени не привлечет внимания, пытаются завернуть ее в фольгу детектива да наполнить начинкой из разных фэнтези и межвременных перемещений…

У Сомова ничего этого – перемещений, обмена телами, волков-оборотней и прочего – нет. Книга у него классическая – про людей, попавших под паровой каток времени, и про то, как люди даже под этим паровым катком упорно пытаются жить, верят в счастье, ищут его, ждут, надеются на поворот к лучшему – прямо как мы в последние двадцать лет...

- Мне вообще интересна тема – человек в экстремальном времени… - говорит Константин Сомов. - Не в экстремальный момент, а именно время – когда ему приходится жить год-два-три в условиях войны, усобицы. Когда человек не может откладывать на завтра, когда надо вот сейчас решать, какой поступок совершить – плохой или хороший. Тогда и характер раскрывается ярко и остро.

Гражданская война и Колчак – дела давно минувших дней настолько, что появляющиеся об этой эпохе фильмы (тот же недавний «Адмиралъ») уже не раскалывают общество на куски. Мысль о том, что у каждого в те далекие времена могла быть своя правда, одни разделяют целиком и полностью, другие как минимум допускают.

С Константином Сомовым я знаком не меньше десяти лет, мы работаем в газете «Алтайская правда» и помню, как какое-то время назад мы с ним на почве «красные-белые» едва не ругались. Я ему сказал что-то вроде того, что у Колчака могла быть своя правда, а он мне – про мужиков из какой-то нашей алтайской деревеньки, которых за отказ идти в колчаковскую армию выпороли. «И вот этих мужиков я Колчаку не прощу!» - сказал тогда Сомов. Я на это ответил, что белые выпороли, а красные этих уклонистов просто расстреляли бы с семьями вместе. Уж не помню, согласился ли Сомов со мной тогда. Но нынче по книге вижу – согласен, если не во всем, то во многом.

- Первый вариант книги «Черный Дол» я написал в 1988 году... – говорит Константин Сомов. - И тогда я однозначно был на стороне повстанцев, которые, как потом выяснилось, никакие были не красные. Мужик не воевал ни за красных, ни за белых – мужик воевал за себя самого. Не за власть, а против власти. Эти восстания были выражением тезиса: иди вы все на х…, не лезьте ко мне. Советская власть нравилась мужику только в самом начале – с конца 1917-го до июня 1918 года. Тогда она была такой замечательной, какой мужик больше никогда не видел. Отменили все повинности. Власти никакой не существовало. Можно было варить самогон сколько угодно. Можно было рубить лес. Самый главный враг был лесничий, который по старой памяти еще пытался противостоять, за что расставался с жизнью – все же масса людей приехала с фронта с винтовками. Вот такая советская власть мужику нравилась. Но она уже к лету 1918 года менялась – стали появляться продотряды. В Славгороде на некоторых граждан наложили контрибуцию – а ведь не только на дворян и чиновников, но и на мужиков из тех, кто побогаче. Тогда, летом 1918 года, никого не расстреливали, самое страшное наказание – выселение за пределы города или лишение избирательного права. Но даже этого хватило, чтобы мужики не поддержали власть летом 1918 года. И советская власть слетела. Пришло колчаковское правительство и стало делать то, что делало бы любое правительство: собирать подати, мобилизовывать в армию, продразверстку. Естественно, началось противодействие. Мужик воевал за ту советскую власть, которая была. Но та советская власть, которая пришла в 1920 году, была уже другая: вместо триколора – красный флаг, но делали то же, что и белые – забирали хлеб, призывали в армию. И крестьяне стали воевать с красными… Бывшие партизаны – одни пошли в чоновцы, другие – в повстанцы.

Книга Сомова о том, как все смешалось в те годы. Например, про ижевских рабочих, под красными знаменами воевавших в армии Колчака. «Мы что ж, против революции и свободы поднялись? Шалишь, брат, это наше. Только нам такая свобода, какую Ленин с Троцким для настоящего трудового человека придумали, поперек горла. Это не свобода, а петля, какой нас и при татарах не душили…» - говорит поручик Смолин, один из ижевцев, ходивших в атаку под красным знаменем.

Персонажи книги на три четверти – реальные люди, от Колчака и Чапаева до Рогова и красного партизана Дениса Поташова, чьи написанные в 60-е годы прошлого века воспоминания почти 50 лет дожидались в заринском музее своего первого читателя – Константина Сомова.

В книге постоянно кажется, что у автора глаза на мокром месте, потому что он, автор, знает, на какие муки он этого героя обречет, а герой не знает, знай себе крутит самокрутки да мечтает о молодой хохлушке. Предопределенная обреченность всех героев ощутима заранее, и я не знаю – хорошо это или плохо, можно ли было и этого избежать, а если можно – нужно ли?

«Год Колчака» про то, что все – и белые, и красные – воевали за Россию. Белые проиграли, но и красные не много выиграли – уж явно не о 37-м годе, не о катке Великой Отечественной и не о конечном развале огромной державы мечтали они, борясь за «светлое будущее». Остановиться бы им тогда, и белым, и красным, поговорить, понять друг друга да замирить – и другой была бы Россия. Но не остановились – точно так же, как не можем остановиться мы сегодня в нашей, длящейся уже не один год и становящейся все глубже, усобице…

 
По теме
Из-за активного снеготаяния на некоторых региональных трассах региона образуются переливы воды через проезжую часть, происходит размыв земляного полотна, обочин.
29 и 30 марта в барнаульском торгово-развлекательном центре «Заря» (улица Власихинская, 166) будут работать специалисты  Краевого центра общественного здоровья и медицинской профилактики .
Дожди, ветер и тепло до +14: какая погода будет в Алтайском крае 29 марта - Сетевое издание Толк Фото: unsplash.com Дожди ожидаются в ближайшую неделю в регионе. При этом с 31 марта синоптики прогнозируют небольшое понижение температуры Днем 29 марта в Алтайском крае ожидается около +9...+14,
Сетевое издание Толк
СтопВИЧ_СПИД - Газета Заря ВИЧ-инфекция напоминает бомбу замедленного действия: человек может годами жить с этой болезнью и даже не подозревать об этом.
Газета Заря
В тесном сотрудничестве с наставником - Министерство здравоохранения Наставничество в медицине является очень важным моментом в адаптации молодых специалистов на своем профессиональном пути.
Министерство здравоохранения
Студенты АГМУ помогают проводить диспансеризацию населения - Министерство здравоохранения С 8 по 12 апреля бойцы студенческих медицинских отрядов АГМУ продолжат помогать муниципалитетам Алтайского края в профильной сфере здравоохранения, проводя диспансерное наблюдение.
Министерство здравоохранения