Государственному художественному музею Алтайского края исполнилось 60 лет. Сегодня его собрание считается одним из самых интересных и самобытных за Уралом. О формировании коллекции рассказала директор музея Инна Галкина.
Несмотря на стесненные условия, в которых сегодня существует музей, качество выставок не перестает удивлять.
Фото Андрея Чурилова
— Инна Константиновна, вы пришли в музей 50 лет назад. Каким он был?
— На тот момент в Художественном музее, помимо директора Бориса Романенко, работало еще два человека – Любовь Шамина и Лариса Снитко, задавшие то самое трепетное отношение к искусству, которое наблюдается в нашем музее по сей день. На тот момент ГХМАК едва исполнилось десять лет, его фонды насчитывали 2500 произведений, а сам он занимал половину нынешних площадей в здании на улице Советской, 28. Появление музея на Алтае было связано с освоением целины – не случайно алтайская коллекция формировалась одновременно с собраниями музеев Новосибирска, Новокузнецка и других городов зауральской зоны (в отличие от музеев Омска и Иркутска, где фонды складывались на основе частных коллекций конца XIX – начала XX века). Тогда государство занималось комплектованием фондов в регионах и направляло туда коллекции русского искусства из Третьяковки, Эрмитажа, Русского музея.
— Но все же основная часть фондов – результат поездок сотрудников музея в столицы, их личных знакомств с мастерами и коллекционерами…
— Да, эти традиции заложила известный искусствовед Лариса Снитко, которая еще во время работы над своей диссертацией завела в Москве немало нужных связей и знакомств (ими мы еще долго пользовались после того, как Лариса Иосифовна ушла из жизни). К коллекционеру без рекомендации не войдешь. И нам через знакомых удавалось выйти, скажем, на Нину Архангельскую, которая продавала в регионы работы из личных фондов Фёдора Подтынникова – известного русского коллекционера, формировавшего свое собрание параллельно с Павлом Третьяковым. Именно благодаря Архангельской в нашем музее теперь хранится один из трех шедевров Саврасова «Могила на Волге», о которой до сих пор сожалеет Третьяковка (именно там находятся знаменитые полотна художника «Грачи прилетели» и «Проселок»), а также полотно Айвазовского «Феодосия в лунную ночь». А при формировании коллекции 1920-1930-х годов лично мне довелось пообщаться с вдовами таких художников, как Роберт Фальк и Александр Самохвалов.
Инна Галкина:
«Сейчас для перевозки картины требуется заключать договор, страховку. А раньше у ворот Третьяковки тебе выдавали груз и даже не осведомлялись – куда я его понесу. Помню, как однажды в поезде везла в Барнаул Шишкина, Саврасова и Васильева. К счастью, тогда еще не сильно охотились за такими вещами».
Гордость коллекции
— Помимо русского искусства, в коллекции музея находится немало произведений, связанных с Алтаем?
— Конечно. Это одна из задач региональных музеев – представлять местное искусство. К тому же наш край – место, где в XVII веке массово селились старообрядцы, а значит, когда-то в отдаленных деревнях можно было встретить все, что было связано с их культурой, бытом. Так, из экспедиций по краю мы привозили сибирские иконы, обладающие мощнейшим духовным посылом. Пополнилась наша коллекция и росписями знаменитой Агашевны (представительницы рода Атамановых) – одной из умелиц Верх-Уймона, о мастерстве которой отзывался Николай Рерих. А однажды нам достался целый иконостас, датируемый XVIII веком. Его на границе задержала таможня, а после реставрации иконы передали в наш музей..
— Как у музея складывались тесные связи с сибирскими художниками?
— Да, это можно было увидеть на выставке «Дар бесценный», которая открылась к 60-летию музея. Например, с Николаем Рыбаковым, академиком-красноярцем, художником с мировым именем, мы познакомились во время научно-практических конференций, которые регулярно проходили в сибирских музеях. Поддерживались тесные связи и с другим красноярским художником Андреем Поздеевым, работы которого были выполнены в особом стиле, с применением условного языка.
— Что можно назвать гордостью собрания ГХМАК?
— Знаете, как-то мы участвовали в проекте Третьяковской галереи «Золотая карта России», где были представлены шедевры из регионов. Как потом нам сказали его организаторы, практически все старались привезти «маленькую Третьяковку», однако наш музей показал еще и наших, самобытных мастеров, получивших хорошее образование в столицах, но посвятивших свое творчество теме Алтая. Художники Григорий Гуркин, Алексей Борисов и Андрей Никулин стали для москвичей настоящим открытием. Есть и единичные работы, характеризующие русское искусство, это полотно Менгса «Триумф Екатерины», доставшееся нашему музею из фондов Третьяковки, выше упомянутое полотно Саврасова, картина ученика Рериха Николая Химоны «Отшельник на ступенях храма». Есть в нашей коллекции и работы Аргуновых – крепостных художников графа Шереметева. И это далеко не все.
— Кстати, на выставке «Сокровища музеев России», которая прошла недавно в московском Манеже, все отметили хорошее состояние наших работ, качество их хранения, оформления.
— Мы находимся в ожидании новых музейных площадей, которые в будущем позволят продемонстрировать срез истории искусства с XVI века до наших дней. Разумеется, для того чтобы в залах нового Художественного музея было что выставлять, на протяжении последних лет ведется большая работа – выделяются деньги на реставраторов, на приобретение рам, антибликовых стекол для живописи и графики, на пополнение коллекции наконец. К реставрационному процессу привлекаются ведущие специалисты-реставраторы мастерских Москвы, Томска, Омска. Сегодня уже готовы к встрече с посетителями свыше ста отреставрированных произведений.
Наталья Катренко